Вверх по красной ветке. Станция “Сокольники”. Конечная.

Метро – один из самых быстрых способов путешествия по Москве. Пока дороги перегружены машинами, столица нервничает от резких сигналов водителей, светофоры всегда некстати загораются красным цветом, путь под землей свободен.  Кажется, такой транспорт – изобретение совсем недавнее, удовлетворяющее запросам эпохи, в которой правят скорость и практичность.

Тем временем, Московскому метрополитену уже более 80 лет. В 1935 году был открыт первый участок «Сокольники» - «Парк культуры», связавший два крупных парка. Название второго – понятно и очевидно, а вот с первым все не так просто.

Раньше Сокольники были дремучим лесом. В той части, что ближе к Москве, бывали на охоте Иван Грозный и царь Алексей Михайлович. Последний особенно сильно любил охоту. Пристрастие государя развило целую культуру «походов на потехи». Постепенно охота обрела свои традиции и превратилась в грандиозное зрелище, которое подготавливалось не один день.

Так, настало золотое время для бояр, заведующих соколами, - сокольничих. Во времена царствования Алексея Михайловича им были пожалованы поместья, они также владели вотчинами и крестьянами.

На службу сокольничий надевал особый наряд: на нем непременно был красный кафтан с золотой окантовкой, расшитый двуглавым орлом, а шапка в зависимости от статуса была сшита из соболя и бархата. Руку, на которой сидел сокол, укрывала броская, богато расшитая перчатка: под стать гордой птице.

Соколы, считавшиеся особенными пернатыми, чтились не только на Руси, но на Востоке и Западе. Их ценность была настолько высока, что стоимость одного кречета покрывала цену трех чистокровных скакунов. Места, где их отлавливали, были государственной тайной, как и пути, которые к ним вели.

При Алексее Михайловиче птицы жили роскошно. Содержали их на потешных дворах, кормили бараниной и говядиной, иногда мясом с голубиного двора. Порой птиц потчевали и вегетарианской пищей - разнообразия ради.

В память о традициях государь издал «Урядник сокольничьего пути», а спустя несколько веков знаменитым кречетам и сокольничим отдали дань уважения, назвав в их честь парк и станцию метро.

-Станция “Сокольники”. Поезд дальше не идет. Просьба выйти из вагонов, - сурово проговорил машинист.

Всякий раз наш путь вверх по красной ветке - это путешествие сквозь века, и машиной времени становятся такие, казалось бы, простые названия станций. Призванные быть ежедневными ориентирами в городе, они способны увести нас дальше, чем мы можем себе представить.

 

Вернуться в раздел