Воздушные бригады: интервью с врачом авиамедицинской скорой помощи

Сохранение жизни людей, пострадавших в аварии, напрямую зависит от скорости транспортировки их в медицинские учреждения. В таких случаях, когда счёт идет не на часы, а минуты, особое значение имеет оперативность спасателей и мобильных бригад.

Москва стала первым российским городом, где появилась Скорая авиамедицинская помощь. Ее организовали на базе Вертолетной службы Московского авиационного центра и Научно-практического центра экстренной медицинской помощи (далее – ЦЭМП).

Мы узнали больше о работе организации у доктора медицинских наук Аслана Курбановича Шабанова, заместителя главного врача по анестезиологии и реаниматологии НИИ скорой помощи им. Н.В. Склифосовского.

Аслан Курбанович, расскажите, как давно вы работаете на скорой помощи?

– В институт Н.В.Склифосовского я пришел в 1995 году, когда поступил в клиническую ординатуру по специальности «Анестезиология и реаниматология».  После окончания ординатуры меня оставили работать в отделе общей реанимации института, и в то же время я стал сотрудником скорой помощи. Сперва мы ездили на хорошо знакомых москвичам автомобилях, а позднее стали летать в составе вертолетной бригады. На мой взгляд, каждый анестезиолог-реаниматолог должен уметь действовать в экстренной ситуации, потому я и совмещаю практику в институте с работой в санитарной авиации уже 25 лет. К тому же я очень люблю летать.

Многие москвичи хорошо знают машины скорой помощи – белую с красной полоской и салатовую, реанимационную. Однако скорая помощь на вертолетах до сих пор кажется чем-то необычным. Расскажите о «воздушной бригаде».

– Московский авиационный центр появился в 2003 году. Все начиналось с того, что мы летали на вертолетах легкого класса типа ВО-105, и они совсем не были приспособлены для оказания помощи на борту. Теперь мы используем «Еврокоптер», и разница между ним и предшественниками – огромная.  Эти вертолеты используют по всему миру, они первоклассно оборудованы, по сути, напоминают летающую реанимацию: там есть два аппарата искусственной вентиляции лёгких, дефибриллятор, два инфузомата, монитор жизненно важных функций, вакуумный аспиратор. Это оборудование приспособлено для использования в экстремальных условиях полета.

– Кто входит в бригаду вертолетной группы?

– 2 врача и фельдшер. При необходимости на помощь приходят пилоты. К слову, все они – бывшие военные летчики, которые знакомы с экстренными ситуациями, могут посадить вертолет по приборам с закрытыми глазами.

–  Вертолет базируется в институте Склифосовского?

– Пока нет, но, возможно, когда появится новый корпус, будет, как в американском сериале «Скорая помощь» с Джорджем Клуни.

–  Как определяется, что на место происшествия должен прибыть вертолет, а не машина?

– При чрезвычайных происшествиях, в случаях, когда машина будет недостаточно быстрым транспортом, и когда среди пострадавших есть дети. Поступает сигнал от очевидцев или от самих пострадавших, он сразу передается диспетчерам ЦЭМП, следом – вертолетной группе.  Вертолет, который ближе всего, поднимается в воздух, и буквально в считанные минуты прибывает на место происшествия.

– За сколько вы прилетаете в отдаленные от центра районы Москвы?

– В пределах МКАД за 5-7 минут, если звонок поступил из Новой Москвы, то не более, чем за 25. Уже в полете мы можем оказать первую помощь и спасти жизнь человека, тогда как машина будет добираться час, а то и два, в зависимости от пробок.

– Услуга «воздушной» бригады – платная?

– Нет. Скорая помощь, на каком бы транспорте она ни прибыла, бесплатная.

 – Но ведь по-прежнему остается риск ложных вызовов?

– Да, остается, но от этого никуда не деться. Час полета вертолета, то есть время с момента включения винтов, обходится государству в 70-100 тысяч рублей. И нужно понимать, что это не чьи-то деньги, а наши, налогоплательщиков.

– Как вы оцениваете московскую авиамедицинскую помощь? Насколько она эффективна?

– Очень высоко. Судить можно хотя бы по цифрам: с 2009 года так было эвакуировано около 5000 человек. Во время Чемпионата мира 2018 круглосуточно дежурили 2 вертолета, и один – в течение светового дня. Еще 2 находились в ангаре в режиме ожидания. Сегодня в Москве мы не отстаём от зарубежных стран по оказанию первой медицинской помощи. В оперативное управление МАЦ, с учётом расширения границ столицы, были переданы 22 вертолетные площадки, которые находятся на территории Троицкого и Новомосковского административных округов. Практически все медицинские стационары Москвы, которые работают в контакте со Скорой помощью, уже имеют вертолетные площадки, что позволяет проводить эвакуацию пострадавших даже в темное время суток.  Санитарная авиация также работает и в Санкт-Петербурге. Надеюсь, в ближайшие годы вертолетный парк охватит и другие города нашей страны.

– Спасибо.

 

Фотографии предоставлены из личного архива.

 

Вернуться в раздел