Волейбол на Сретенке

 

Место, где ты провёл свои юношеские годы – это всегда особенное место. Воспоминания о нём согревают сердца, а возвращение туда каждый раз заставляет оживать самые глубокие и недоступные в повседневном быту чувства. Песня-воспоминание – это совершенно особенный способ погружения в эту потустороннюю реальность. Многие вспоминают свои юношеские годы именно через музыку, через нежные трели беспечной юности, в которой всегда было место подвигу и глупости.
Жанр авторской песни в СССР сделал очень многое для популяризации этого способа возвращения во времена бесконечного донкихотства. Оттепель дала стране плеяду лириков, для подавляющего большинства из которых тема детства - одна из ключевых в творчестве. Но ведь детство невозможно без места, в котором оно прошло! Таким местом стала Сретенка для нашего сегодняшнего героя Юрия Иосифовича Визбора, который своим творчеством сформировал особенный культурный фон вокруг дома, где он провёл юношеские годы.

 

Семья Визборов перебралась в Ананьевский переулок в 1942 году (к этому моменту Юра уже успел потерять отца, и его растил отчим, с которым у него были очень сложные взаимоотношения), в разгар войны. Ребенок войны, маленький Юра, как и почти все его сверстники, застал те годы в статусе уличной шпаны, которая неустанно носилась по городским переулкам и «дружно била врагов-спекулянтов».

«Здравствуй, здравствуй, мой сретенский двор!
Вспоминаю сквозь памяти дюны:
Вот стоит, подпирая забор,
На войну опоздавшая юность» 

Сама Сретенка в те годы приняла необычный для себя облик – ценные здания были скрыты от вражеской авиации массивом декораций, купола храмов были перекрашены в чёрный цвет. Дети-войны обнаружили в служении городу особый героизм, ведь забота о нём упала тогда именно на их плечи.

Но разве что-то способно остановить поток лирической фантазии подростка? Конечно же нет, ведь на то оно и детство, чтобы идеализировать жизнь вокруг себя, какой бы неказистой она не была. Дворовые лужи становились морями, а сделанные из школьных тетрадей бумажные кораблики примеряли на себя «паруса в косую линейку». Военная и ранняя послевоенная Москва в творчестве Юрия Иосифовича стала одним из самых ярких воспоминаний поколения лириков о собственном детстве, которое было противоречиво и по-своему прекрасно.
Юрий Визбор с семьёй прожил в доме № 5, стр. 7 по Ананьевскому переулку семь лет – с 1942 по 1949 годы. Сейчас на фасаде дома установлена мемориальная доска работы скульптора Андрея Забалуева и архитектора Михаила Корси в память о самом значительном в творчестве барда периоде жизни. Прогуливаясь по Сретенским дворам, не поленитесь заглянуть и в тот самый двор.

Вернуться в раздел