В Вышке прошел круглый стол «Брендинг и дизайн в городе: районный масштаб»

Как дизайн может улучшить жизнь в Басманном, Мещанском, Красносельском районах и Сокольниках? 12 апреля сотрудники Научно-учебной лаборатории политических исследований и Школы дизайна НИУ ВШЭ пригласили экспертов и представителей управ обсудить это.

У всех четырех районов - своя, особая история и культура: Басманный, например, – техническая колыбель России, а для Мещанского важна разрушенная Сухарева башня. При этом четких смысловых и визуальных отличий между ними нет – не каждый человек навскидку ответит, в каком из районов он сейчас находится. «Не будем говорить о территориальной привязке или местном патриотизме – это или есть, или нет. Но нужно, чтобы было понятно, в каком ты вообще районе», - начал круглый стол Ярослав Кузьминов, депутат Московской городской думы и ректор Высшей школы экономики.

Решением может стать брендинг районов. В первую очередь, «бренд – это ответ на вопрос  о том, кто я такой, какие ценности я несу, и московские районы имеют право такие вопросы ставить». Об этом говорил Артем Булатов, помощник Кузьминова. Во-вторых, бренд – это «картинка», визуальное оформление. А брендинг – это нахождение уникальных черт места и их передача.

Зачем нужен брендинг? Город станет дружелюбнее и понятнее для местных жителей и туристов: по единой навигации легче найти дорогу в библиотеку, понять часы работы музея или узнать, что они вообще здесь есть. Повысится привлекательность района для инвесторов. Кроме того, бренды районов смогут «усилить» и образ всей  Москвы.

Сейчас запущен пилотный проект по брендированию Басманного, Мещанского, Красносельского районов и Сокольников. Этим занимаются преподаватели и студенты бакалавриата и магистратуры Школы дизайна НИУ ВШЭ. У рабочей группы есть опыт: сейчас они работают над брендингом московских школ, а раньше создавали бренд Республики Калмыкия, разрабатывали маршрут по конструктивистским зданиям Екатеринбурга и предлагали новые варианты культурно-просветительских активностей в Ростове-на Дону.

Наталья Логутова, заместитель руководителя Школы дизайна, рада тому, что у жителей есть запрос на изменения: «Мы уже проводили семинары для муниципальных депутатов и местных активистов в Басманном и Красносельском районах. Люди заинтересованы даже не столько в прагматичных аспектах, сколько в работе с эмоциональным наполнением пространства. Жители хотят показать свою историю, которую они знают и любят, всей Москве. Это здорово!».

О работе с городскими территориями рассказали эксперты. Иван Митин, доцент Высшей школы урбанистики, для Московского агентства по развитию территорий средствами культуры («МосАРТ») придумал 12 квестов по всем округам Москвы, в том числе и по Новой Москве – за исключением центра, и так привлекающего людей. «Нашей целью было сконструировать местные достопримечательности, которые влияют на формирование локальных идентичностей. То есть участники этих квестов узнали и даже «создали» свой район для себя», - сказал он.

Мария Гальперина, глава агентства Bright People, делала в Москве районные праздники. По ее мнению, такие мероприятия, как, например, 23 февраля и 8 марта, не должны быть безличными. В них нужно максимально использовать особенности района, рассказывать людям истории визуальными средствами. Еще очень важно по-новому показывать местные учреждения культуры. «Только так можно изменить мнение горожан о том, что районные праздники – это неинтересно», - считает Мария.

Участие в круглом столе представителей районов было очень важно – Школа дизайна пытается понять, в каких направлениях стоит работать дальше. Заместитель главы управы Сокольников Наталья Шуранова рассказала, что они хотят уйти от стереотипа «Сокольники – только парк», потому что в районе есть много других интересных мест, о которых мало кто знает. Вероника Бондарь, муниципальный депутат Басманного района, говорила про то, что уже делается, – например, недавно в Басманном прошел технический фестиваль.

Развитие местной идентичности важно для районов, они пытаются с этим работать, но ресурсов и навыков хватает не всегда. Именно поэтому нужно участие профессионалов. Работая вместе с управами, представителями местного самоуправления и общественными организациями, они эффективнее справятся с задачей. «Если вы что-то делаете, то это надо делать глобально, на несколько поколений. Так работают люди, которых специально этому учили. Конечно, прислушиваться к мнению жителей нужно, но главная часть дела – за профессионалами. Им нужно доверять», - сказала Ольга Захарова, сейчас она занимается развитие московских кинотеатров, а раньше была директором Парка Горького.

Завершил круглый стол декан Высшей школы урбанистики Алексей Новиков. Он предложил работать по мировым стандартам и искать системные решения для московских районов. Второй круглый стол по брендингу пройдет в конце мая на выставке архитектуры и дизайна АРХ Москва.

Вернуться в раздел