Рабский труд или добрая традиция: история субботников

Работа трудна,

Работа

Томит,

За нее

Никаких копеек,

Но мы

Работаем,

Будто мы

Делаем

Величайшую эпопею.

Владимир Маяковский. Поэма «Хорошо!»

1927

О чем вы думаете, когда вам говорят о субботнике? Может, о школьной обязаловке, когда весь класс отправляли на уборку территории и вы нехотя перебирали граблями осенние листья? Вероятно, такой сюжет был в жизни большинства наших читателей, но немногие знают историю этой традиции, на удивление сохранившей доброе имя в современной России.

Весной 1919 года в период Гражданской войны Владимир Ленин призвал улучшить работу железных дорог. Тогда коммунисты из депо Москва-Сортировочная Московско-Казанской железной дороги в ночь с пятницы на субботу за 10 сверхурочных часов отремонтировали 3 паровоза. В протоколе председатель деповской ячейки записал: «Работа шла дружно и спорилась так, как никогда прежде». Несмотря на то что сегодня такие слова кажутся преувеличенными и излишне торжественными, в переломный для нашей страны момент они имели большое значение: приверженцы социализма строили новый мир и создавали его на руинах старого своими руками.

Спустя месяц на той же железной дороге прошел первый массовый субботник, в котором приняли участие 205 человек. Ленин был вдохновлен беззаветными усилиями товарищей. Он видел в бесплатном добровольном труде не только высокую производительность и эффективность. Вождь написал статью «Великий почин», в которой высказал следующее убеждение о субботниках: «Это — начало переворота, более трудного, более существенного, более коренного, более решающего, чем свержение буржуазии, ибо это — победа над собственной косностью, распущенностью, мелкобуржуазным эгоизмом, над этими привычками, которые проклятый капитализм оставил в наследство рабочему и крестьянину».

 

Сложно сказать, известно ли было рабочим, чем обернется их трудовой героизм, знал ли кто-нибудь из них, что принцип «не щадить свое здоровье и жизнь» станет не временной жертвой, дабы отстоять завоевания революции, а постоянной традицией, которая лишит выходных и последующие поколения? Однако на тот момент коммунисты и сочувствующие видели лишь лучшее будущее, образ которого был создан пестрыми лозунгами и манифестами.

В 1920 году движение трудящихся достигло огромного размаха. Субботники проводились в городах, деревнях и селах, газета «Правда» не скупилась на похвалу в адрес добровольцев, регулярно подводя итоги того, что было сделано за сверхурочные часы. 1 мая состоялся первый Всероссийский субботник, в котором принял участие Владимир Ильич. Изображение вождя, несущего с красноармейцами бревно по Красной площади, широко использовалось в пропагандистских материалах. Интересно, что за неимением фотодокументов художники того времени создали целую серию картин «Ленин и бревно», на которой мускулистость вождя и толщина самого бревна менялись в зависимости от размаха фантазии творца.

 

Уже через несколько лет бесплатный труд, задуманный как сознательная дисциплина самих трудящихся, превратится в добровольно-принудительный, и со временем субботники стали закоренелой традицией, которая не вызывала ни былого энтузиазма, ни протеста. Иногда их организовывали в рабочее время, но чаще бывало, что приходилось в выходной день облагораживать родную местность: отделывать помещения, высаживать газоны или красить заборы. Отказаться от таких работ было нельзя, а позднее — нежелательно, что вызывало раздражение и насмешки граждан.

В современной России этот обычай вернулся в начале 2000-х годов. Именно Юрий Лужков предложит возобновить субботники, и на один он вышел сам. Сегодня об этом напоминает фотография бывшего мэра, где он с другими москвичами несет бревно. На этот раз у нас есть фотодокументы.

 

Вернуться в раздел