Решение вопроса парковок: что если построить «умные»?

В среду, 1 марта, на платформе Высшей школы экономики состоялся экспертный семинар на тему «Оценка текущего состояния развития парковочного пространства в городах России и возможности использования перспективных технологических решений». Мероприятие было организовано Институтом экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ. В дискуссии приняли участие представители органов власти Москвы, Санкт-Петербурга и Казани, глава представительства Georgsmarienhutte Holding GmbH в России Клаус Дилл, а также представители завода по производству автоматизированных парковочных систем Saalfelder Hebezeugbau GmbH Александр Фоглер и Детлеф Шмидт. Члены Команды Кузьминова также приняли участие в мероприятии.

Центральной темой обсуждения стала насущная проблема автомобилистов и органов власти – нехватка парковочного пространства по месту проживания и в загруженных частях города. Как отметил директор Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Михаил Блинкин, в настоящее время в городах России обеспеченность местами для хранения автомобилей у жилых домов составляет 35-40%, а у объектов тяготения транспортного спроса – 25% от требуемого количества. Особенно острым этот вопрос становится в городах с нерегулируемой парковкой: неупорядоченная расстановка транспортных средств съедает пространство, отнимая парковочное место у других автомобилей, а также сужает проезжую часть.

Введение платных парковок в Москве значительно улучшило транспортную ситуацию. Об этом рассказал начальник информационно-аналитического управления Центра организации дорожного движения Правительства Москвы Максим Щепаков: «В первую очередь появление наземных и подземных платных парковок значительно увеличило вероятность нахождения парковочного места. Раньше это было большой проблемой, так как машины были расставлены повсюду в хаотичном порядке, и найти свободное пространство, не перекрыв кому-то выезд, было тяжело. Парковка стала более гармоничной, и улицы выглядят опрятнее. Во-вторых, в Москве значительно понизился уровень пробок: в независимом рейтинге загруженности дорог компании TomTom столица переместилась с 5-го места на 13-е. Этот фактор также влияет на экологическую ситуацию: меньше дорожных заторов означает меньшее количество выбросов в воздух».

Однако пополнение городского пространства машино-местами для парковки в дневное время не является единственной задачей. В ночное время автомобилисты оставляют свои транспортные средства «ночевать» во дворах и на придомовой территории, занимая пешеходные зоны и усложняя проезд. Решением этих проблем может стать строительство многоярусных гаражей – как подземных, так и наземных, а также транспортно-пересадочных узлов, включающих торгово-офисные помещения, с использованием подземного пространства. В своем докладе Людмила Андреева, исполнительный директор ассоциации «Аспромтранс», привела примеры подобной практики за рубежом. Самым ярким из них стал подземный город в Монреале (Канада), где разместились парковка, пешеходные тоннели и торгово-офисные помещения.

Представители компании Saalfelder Hebezeugbau GmbH Александр Фоглер и Детлеф Шмидт рассказали об «умных» парковках, которые уже используются в мире. В первую очередь стоит упомянуть о преимуществах таких парковок: максимальная вместимость, возможность паркинга электромобилей, доступность для маломобильных групп граждан и мультифункциональные возможности хранения. Парковки, описанные на презентации, представляют собой систему стеллажей с модулями для автомобилей. Но самое главное, что весь процесс парковки автоматизирован: машина ставится водителем в специальное помещение, за которым расположены стеллажи; невидимый пользователю поддон перемещает машину в ячейку, где она и остается, при этом во время перемещения машины датчики отслеживают, нет ли в ней людей или животных.

Несмотря на то что проблема парковок в Москве постепенно решается, ситуация остается критической. На сегодняшний день по столице перемещается 3,5 миллиона автомобилей, и каждый из них рано или поздно занимает свое место в городе. «Умные» парковки могут стать не только удобной альтернативой наземным машино-местам, но и многофункциональной автоматизированной площадкой для хранения вещей.

Вернуться в раздел