Памятник Крупской на Сретенском бульваре

Крупскую и Луначарского можно было в разное время запросто встретить на улице в этих местах: ее — серебряно поседевшую, гладко причесанную, в круглых очках с увеличительными стеклами, похожую на пожилую сельскую учительницу…

Валентин Катаев «Алмазный мой венец»

 

В самом начале Сретенского бульвара расположился памятник Надежде Константиновне Крупской, жене и соратнику Владимира Ленина. Он был установлен в 1976 году.

Место, которое сегодня занимает монумент, неслучайно. В двух строениях по адресу Сретенский бульвар, 6/1, в течение нескольких лет функционировал Народный комиссариат просвещения, который возглавлял Анатолий Луначарский. Крупская, в свою очередь, была членом комиссии народного просвещения, а позднее заместителем наркома просвещения. Однако все эти звания были лишь официальным наименованием ее деятельности. По факту именно жена вождя стала одним из создателей советской системы образования, главной задачей которой стало коммунистическое воспитание.

При первом взгляде на бронзовый монумент сложно распознать ту самую «сельскую учительницу», знакомый советским людям образ. Перед зрителем предстает романтическая молодая женщина в длинном платье. Ее плечи скрыты шалью, а правая рука прижимает ткань к сердцу. Молодая революционерка движется против ветра, делает первые шаги на пути к созданию нового государства, а вместе с ним – гражданина. Именно такой Крупскую изобразили скульпторы Екатерина Федоровна Белашова и ее муж Александр Михайлович Белашов. Их руками из монолитного объема был создан пластичный и живописный памятник, такой непохожий на изваяния «сурового стиля». Архитектором выступил В. Воскресенский.

– Дедушка с бабушкой считали, что искусство должно быть не воспеванием вождей, а внесением героического образа. Они всегда искренне верили во все идеи коммунизма, – прокомментировал внук скульпторов Александр Белашов.

Ранее на месте, где сегодня стоит бронзовый памятник, располагался известный московский трактир «Саратов», упомянутый в рассказах Владимира Гиляровского. Он был особенным: его гуманные хозяева, в отличие от других трактирщиков, всегда платили деньги половым, то есть слугам и официантам, а не забирали у них процент от заработка, как это делали остальные.

 

Вернуться в раздел