От ямской гоньбы до почтальонов: как развивалась почта в России

В октябре во всем мире отмечают Международный день почты. Несмотря на то,  что наша жизнь разделилась на эпоху до и после появления интернета, а рукописное письмо успело стать архаизмом, почта остается важной службой, ценность которой нельзя недооценивать. Мы решили рассказать историю ее развития в разных государствах, существовавших на территории нашей страны.

С X века на Руси княжеские грамоты и приказы доставляли гонцы, а крестьяне снабжали их лошадьми и кормом, таким образом отбывая натуральную повинность.

При Золотой Орде в селениях появились ямы – дворы с конюшнями, и тогда возникла новая профессия – ямщик. Напоминанием о ней служат сохранившиеся названия московских улиц. Ямщик держал на своем дворе не менее трех лошадей, прибывшему гонцу должен был дать ту, какую тот захочет, а уставшую – накормить и подготовить к следующей поездке.

Схожая система передачи корреспонденции использовалась и в Древней Персии, и в Римской империи, поэтому даже в случае с таким новшеством как ямская гоньба подтверждается правдивость крылатой фразы: все новое – хорошо забытое старое.

Эта организация долгое время работала исправно, а нужда в ней совсем отпала лишь в XIX веке. Тем не менее, у нее было несколько изъянов. Во-первых, гонец доставлял конкретную депешу по одному адресу, и во-вторых, сама “курьерская” услуга была доступна лишь правителю и его приближенным. Также не была налажена регулярная связь с близлежащими государствами. Постепенно все эти трудности будут разрешены, и уже в XVII веке начинается стремительная эволюция ямской гоньбы.

 

В 1667 году Русь заключала договор о перемирии с Речью Посполитой – федерацией Королевства Польского и Великого княжества Литовского. Отдельным пунктом было прописано сообщение между странами, оно регулировалось почтой. Именно тогда передачу корреспонденции начали называть на иностранный лад Спустя два года отправилась первая бричка из Москвы в Вильно, которая также везла и частные письма. Службу регулировал приказ Тайных дел.

4 T

Радикальные изменения произошли при Петре I. Он отказался от услуг частных лиц и сделал почту государственной, но главной его заслугой в развитии службы стало открытие почтамтов в крупных городах. В Москве почтамт появился в 1711 году, и ведомство начало контролировать конторы по всему городу, а затем и в близлежащих губерниях.

В 1781 году был создан государственный почтовый департамент. Он регулировал работу почты: и скорость передвижения, и число скакунов под разные погодные условия, и “неприкосновенность” служителей – запрет на всяческое их притеснение. Появились вариации почтовых услуг – легкая почта - для писем и малых грузов, тяжелая почта и экстра-почта, самая быстрая.

Символом почты стала “необгонимая” (как ее описал Гоголь) тройка лошадей, которую сегодня мы можем увидеть на одноименной транспортной карте.

Близился XIX век, и скорость передачи информации набирала обороты.

В 1837 г. России открыли первую железную дорогу между Санкт-Петербургом, Царским Селом и Павловском, а вскоре, в 1851 “чугунка”, как ее называли в народе, дотянулась и до Москвы. С 1861 года почтовые поезда отходили 6 раз в день летом и 4 осенью, письма сортировали в пути, поэтому по прибытии послания сразу направлялись к своим адресатам. При отправке из северной столицы в Москву конверт доходил за 24 часа.

Тем временем внутри городов почтовое сообщение уже было налажено. Люди больше не ожидали своей посылки в отделениях, ее приносили на дом, в почтовый ящик. К слову, ящики были главной мишенью воров, потому одно время их делали чугунными, вес их достигал 40 килограмм.

Почтальоны носили мундиры и работали по 16 часов, потому их профессия была сугубо мужской. Женщины трудились в канцелярии, куда принимали только свободных – незамужних и вдов. Считалось, что семья будет отвлекать их от службы.

В первом десятилетии XX века началось строительство знаменитого здания Московского почтамта на Мясницкой улице, которым вскоре станет заведовать Народный комиссариат почт и телеграфов. На одном из заседаний ВЦИК в период гражданской войны Владимир Ленин сказал: “Социализм без почты, телеграфа, машин – пустейшая фраза”.

О том, что значила связь для советского государства в XX веке, и какие тайны хранит в себе дом с романским фасадом, читайте в следующем материале.

Изображения взяты с открытых ресурсов

Вернуться в раздел