Опросы пользователей ТЦСО: наш результат

В апреле 2017 года Команда Кузьминова провела опрос пользователей территориальных центров социального обслуживания в районах Сокольники и Мещанский в рамках проекта ОНФ «Народная оценка качества», направленного на улучшение работы учреждений социальной сферы посредством создания механизма личного участия граждан в оценке их деятельности.

В ноябре 2015 года мы уже проводили аналогичные опросы на территории тех же районов: в Мещанском было опрошено 57 респондентов, в Сокольниках – 21. Нашей целью было узнать, почему пожилые люди посещают ТЦСО, как относятся к их деятельности, что их привлекает или, наоборот, отталкивает. После новой волны интервью мы решили сравнить свежие результаты с теми, что были получены чуть менее двух лет назад.


ТЦСО «Мещанский»

Более половины респондентов в 2015 году отметили, что посещают центр социального обслуживания прежде всего из-за культурных мероприятий и образовательных программ. Их привлекает возможность участия в кружках, общения и приобретения новых знакомств. Вопрос о том, чего же не хватает центрам, ставил многих участников опроса в тупик, и разброс мнений был достаточно широким. Кто-то выразил желание чаще посещать экскурсии и мастер-классы, некоторые сообщили о нехватке в ТЦСО профессиональных работников. При этом 6 из 57 респондентов заявили, что откажутся от посещения центра в случае снижения качества предоставляемых услуг.

Новый опрос, проведенный в 2017 году, был модифицирован и улучшен, однако цель и суть исследования остались теми же. В минувшем апреле по результатам интервью стало известно, что 10 из 11 опрашиваемых полностью удовлетворены компетентностью и профессионализмом социальных работников. Эти данные показывают, что качество услуг обслуживающего персонала улучшилось. В целом опрашиваемые высоко оценили деятельность Мещанского ТЦСО по следующим критериям: питание, оперативность решения вопросов, оборудование, состояние помещений и др.

По данным независимой оценки качества оказания услуг, проведенной ВЦИОМом и Фондом «Центр социальной экспертизы», ТЦСО «Мещанский» занимает 1-е место среди организаций социального обслуживания Москвы. Таким образом, данные, полученные в рамках опросов, подтверждают почетное первенство центра в городе.

– Очень часто, глядя на пожилого человека, мы не задумываемся о тех сложностях, с которыми ему приходится сталкиваться каждый день. С возрастом у каждого появляется ряд проблем, будь то физиологические изменения или же потеря родственников, и с ними крайне сложно справляться в одиночку. Деятельность центров социального обслуживания направлена на возрождение интереса к жизни как у пожилых граждан, так и у людей с инвалидностью. ТЦСО позволяют людям чувствовать, что они не одни и могут рассчитывать на поддержку, – поделился своими впечатлениями интервьюер Кирилл Солдатов.

 

ТЦСО «Сокольники»

В 2015 году было выявлено, что так же, как и пользователи центра «Мещанский», в Сокольниках пожилые люди посещают организацию ради культурных мероприятий. Более того, из-за финансовых ограничений они предпочитают исключать любые другие способы проведения досуга, так как они неизбежно требуют затрат. Однако четверть опрашиваемых заявила, что в случае понижения качества услуг они перестанут посещать центр. Остальные же сказали, что в любом случае приходили бы в центр ради общения. Респонденты указали на несколько недостатков ТЦСО, среди них непрофессионализм обслуживающего персонала, а также недостаточный спектр услуг.

Результаты опроса 2017 года показали, что в целом пожилые люди удовлетворены работой центров социального обслуживания и компетентностью персонала. Однако по-прежнему остаются нарекания, связанные с оперативностью решения вопросов и постоянной бумажной волокитой. Так, 6 из 10 опрошенных рассказали, что им приходилось ожидать предоставления услуг в ТЦСО дольше установленного срока.

Сотрудники Команды Кузьминова, проводившие интервью, также столкнулись с трудностями. Дело в том, что многие респонденты не доверяют уличным опросам и категорически отказываются принимать в них участие.

– К сожалению, не все граждане шли нам навстречу, отказываясь принимать участие в опросе. Возможно, это связано со стереотипом, что подобная деятельность часто является оплотом мошенничества, – отметила Ксения Патракеева.

Команда Кузьминова надеется, что в следующий раз москвичи будут более активно участвовать в опросах, ведь именно их мнение может повлиять на решение различных социальных проблем.

Вернуться в раздел