Онлайн-диалог власти и общества: это возможно?

Как вы считаете, если бы общение между властью и жителями происходило онлайн, стало бы больше активных граждан? На сегодняшний день некоторые методы коммуникации, удобные для маломобильных граждан и москвичей, не имеющих возможности присутствовать на обсуждении проблем, практически не используются. Хотя несколько лет назад практика онлайн-взаимодействия уже была опробована в столице.

В 2013 году главы управ районов в Восточном округе ежемесячно проводили не только очные встречи с жителями, но и онлайн-конференции в Skype. Анонсы публиковались на сайтах управ районов, а также на сайте префектуры. Также общение через Skype планировалось наладить в полиции: тогда бы жители имели возможность в любой момент связаться с участковым с помощью компьютера или гаджета. Однако план так и не был реализован.

Пока в Москве не введены новые способы общения жителей и власти, что лишает обе стороны возможности оперативного и более удобного взаимодействия. Однако в мире, в том числе в России, есть примеры успешного использования современных каналов связи.

Так, например, для устранения административных барьеров при оказании государственных услуг в Казахстане был запущен проект «Открытый акимат». Городом-первопроходцем в онлайн-коммуникации стал Шымкент, где в течение месяца городские СМИ анонсировали конференцию в Skype. В день ее проведения многие жители звонили исключительно с целью удостовериться, правда ли такое возможно. Оказалось, что да.

В рамках того же проекта в крупнейшем городе Казахстана Алматы жители смогли рассказывать о городских проблемах онлайн, а сотрудники «Открытого акимата» проводили онлайн-трансляции с мест, где эти проблемы решались. Такой вид взаимодействия с властью можно сравнить с московским приложением «Активный гражданин». Правда, у жителей столицы пока нет возможности наблюдать за решением их проблем в онлайн-режиме, однако они всегда могут увидеть результат.

Еще одним успешным примером перехода к электронным видам коммуникации стала Эстония – страна, где впервые были проведены выборы в органы местного самоуправления в режиме онлайн. Такая практика сохраняется и по сей день, при этом онлайн-голосование также стало возможным на парламентских выборах. Согласно статистике, 10% людей, голосующих онлайн, вообще не пришли бы на выборы: они хотят повлиять на результат, но предпочитают делать это удаленно.

Наиболее продвинутым в сфере электронных коммуникаций российским городом стал Иннополис в Республике Татарстан. Следует отметить, что строительство города началось в 2012 году, а в 2015-м состоялось его официальное открытие. На сегодняшний день в нем проживает порядка 1900 жителей, и 800 человек ежедневно приезжают на работу. Почти половину из них составляют студенты и преподаватели Университета Иннополис, остальную же часть – сотрудники расположенных здесь компаний. Из-за небольшого количества жителей первоначально граждане и представители власти общались в «закрытом комьюнити», и все взаимодействие происходило через канал в Telegram. По мере того как город разрастался, число подписчиков канала росло, однако это не оказало негативного влияния на возможность открытого диалога. Так, например, через канал жители добились снижения цены на чай в местном кафе и пролоббировали установку велопарковок у основных зданий города. Архитектор Иннополиса делится с участниками чата проектами планировки территорий и уведомляет о сроках выполнения тех или иных работ.

Все эти примеры наводят на мысль, что рано или поздно большинство крупных городов введут новые, более современные способы взаимодействия с властью. А как считаете вы, столица созрела для онлайн-диалога?

Вернуться в раздел