Московское образование: перспективы развития

В понедельник, 5 марта, в Московской городской думе состоялась комиссия по образованию. В ней принял участие Ярослав Кузьминов, поделившись своим мнением о предпрофессиональном образовании. Основываясь на опыта лицея НИУ ВШЭ, он рассказал о главных проблемах образования, пути их решения и перспективах.

Одна из трудностей, отметил он, такова: некоторые студенты, закончив высшие учебные заведения, по сути не получают конкретную специализацию, применимую в будущем. Можно сказать, они проходят очередную социализацию. Это не плохо, но, отметил Ярослав Иванович, слишком “дорогое удовольствие за деньги налогоплательщиков”.  

Уже сегодня в России существует проблема избытка рабочих мест и при этом нехватки кадров, а те сотрудники, которые заняты сейчас, - зачастую люди старшего возраста, но не молодое поколение. И надеяться, что нынешние школьники вскоре займут все свободные места на предприятиях, не приходится.

Так, особенно важным становится создание прикладного бакалавриата, первоочередная задача которого – дать социальный статус не просто выпускника, но профессионала, готового начать свой трудовой путь.

Именно поэтому, пояснил Ярослав Иванович, так важно, чтобы ВУЗы были интегрированы в общее образование, и профилизация начиналась в старших классах. Выбор академического образования должен стать осознанным, более того, молодежь должна обрести понимание дальнейших возможностей профессионального развития и самореализации в выбранной сфере. Решением становятся, так называемые, предуниверсарии. Как показала практика, это обходится бюджету Москвы ровно во столько же, во сколько и обычные школы, однако польза несравнимо больше. Такую практику уже внедрили в некоторых столичных ВУЗах.

- Так, мы бесплатно мобилизуем дополнительный потенциал нашего общего образования. У школьников появляется возможность познакомиться с реальными профессиями, увидеть, чем занимаются те или иные специалисты. Первые два месяца люди ходят по разным факультетам, примериваются, что им больше подходит – юриспруденция, филология или дизайн. У них есть возможность послушать лекции, посетить семинары и проверить, какое направление их увлечет больше. У нас чаще всего профессиональная карьера выбирается по слуху. Выбирается по благосостоянию, карьере какого-то человека, - пояснил Ярослав Кузьминов.

В своем выступлении он также упомянул важность высокоточных симуляторов реальности. Их можно использовать в обучении не только летчиков или водителей, но и представителей любых других специальностей. В реальности нельзя смоделировать кризисную ситуацию, тогда как в симуляторе это становится возможным. В результате тренировок упрощается подготовка высококвалифицированных сотрудников, находчивых и стрессоустойчивых. Ярослав Кузьминов подчеркнул, что для создания симуляторов у столицы есть все необходимые ресурсы - от возможности выдать гранты молодым командам-разработчикам до большого количества бизнес-парков.

В заключение Ярослав Кузьминов отметил, что качество московского образования значительно возросло, и многие его заслуги остаются незамеченными. Тем не менее, ситуация улучшается, и то, чего удалось добиться на городском уровне, следует достичь и на федеральном.

 

Вернуться в раздел