Каменный парусник и его обитатели

Дом Микини часто сравнивают с кораблем. Он и правда чем-то на него похож: угловой эркер, увенчанный балконом, выступает вперед подобно носу судна, а барельеф девы под самой крышей напоминает кариатиду – носовое украшение парусных кораблей.  Боковые эркеры похожи на паруса, а лепнина рассекает фасад точно снасти. Это место нередко становилось пристанью выдающихся творческих личностей, и первым из них был Федор Тютчев.

В XIX веке на месте дома располагалась усадьба. До 1830-го года ее владельцами были родители поэта – Иван и Екатерина Тютчевы. В окрестностях их родового гнезда еще с XVI века обосновалось несколько иностранных посольств, при которых жили дипломаты и послы. Так, кажется неслучайным, что будущее Федора Тютчева оказалось связано не только с поэзией, но и с дипломатической службой.

Федор Тютчев

В середине XIX века усадьбу приобрели известные общественные деятели – друзья Михаил Катков и Павел Леонтьев. И хотя в СССР имя Леонтьева было предано забвению, в свое время он был знаменит. Став основателем лицея на Остоженке, ныне известного как Дипломатическая академия, Леонтьев совместно с Катковым также занимался журналом «Русский вестник» и газетой «Московские ведомости». Правда, Михаил Катков затмевал своего компаньона: лицей, как и газета, в народе назывались по его фамилии – Катковские. Здесь же, в Армянском переулке, располагались их редакция и типография, где они печатались.

Павел Леонтьев (слева) и Михаил Катков

Позднее особняк приобретает учитель музыки Карл Микини. Благодаря его потомкам на месте усадьбы возник дом в стиле модерн. Сначала наследники Микини выстроили часть здания, которая тянется вдоль Армянского переулка. В 1905 году гражданский инженер Карл Микини строит вторую часть – по Кривоколенному, объединяя строения эффектным угловым эркером с башней.

В 1908 году одним из квартирантов доходного дома стал философ и публицист Николай Бердяев. Вероятно, в его стенах он написал «Духовный кризис интеллигенции». Знаменательно, что именно дом-корабль станет символом дальнейшей судьбы Бердяева: в 1922 году он покинет Россию на «философском пароходе».

Бури становления советской власти, как и волны реконструкции города, не затронули дом-корабль. И сквозь время остались неизменными его главные обитатели - девы, мифические птицы и другие существа, которые по сей день украшают каменный парусник в центре Москвы.

 

Вернуться в раздел