Ярослав Кузьминов

Депутат Московской городской Думы по 45 избирательному округу

БИОГРАФИЯ

  • Родился в Москве 27 мая 1957 года.
  • Окончил в 1979 году факультет экономики МГУ.
  • В 1979-1989 годах преподавал на кафедре истории народного хозяйства и экономических учений.
  • В 1985 защитил кандидатскую диссертацию по экономике общинных отношений.
  • В 1989 – 1993 годах работал старшим научным сотрудником и заведующим сектором историко-экономических исследований в Институте экономики АН СССР (потом РАН).
  • С 1992 года – ректор Национального исследовательского университета «Высшей школы экономики» (ранее ГУ-ВШЭ).
  • В 2012 году награжден Орденом “За заслуги перед Отечеством” IV степени
  • Председатель Комиссии по развитию образования Общественной палаты Российской Федерации
  • Член 10 президентских и правительственных Комиссий и Советов, среди которых:
    • – Президиум Экономического совета при Президенте Российской Федерации
    • – Национальный совет при Президенте Российской Федерации по профессиональным стандартам
    • – Экспертный совет при Правительстве Российской Федерации
  • Автор 13 учебных пособий и 95 трудов по различным направлениям экономики.
  • Женат, трое детей.

Сразу после окончания университета в 1979 году я начал преподавать на родном экономическом факультете, став самым молодым преподавателем в МГУ.  В 1989 году перешел в Институт экономики  Академии наук СССР. В том же 1989 году я участвовал в создании альтернативной кафедры экономической теории в МФТИ. «Альтернативность» кафедры заключалось в попытке преподавания классической экономики без главенствующей позиции марксистско-ленинской политэкономии.

В 1992 году совместно с Евгением Ясиным мы представили концепцию создания экономического вуза нового образца. Концепция легла в основу создания Высшей школы экономики, возглавляемой мною по сей день. Будучи на тот момент самым молодым ректором в стране, я хотел и Вышку наделить основными признаками молодости – любознательностью, открытостью, искренним желанием докопаться до сути. Изначально предполагалось, что ВШЭ будет готовить только магистров, но, открывая первый набор в 1993 году, мы решили, что готовить новые кадры лучше с нуля, и открыли также и бакалавриат. Вышке уже больше двадцати лет, в 2012 году мы отмечали юбилей, и могу с гордостью сказать, что путь пройден немалый. Наших преподавателей рады видеть на конференциях, наши сотрудники успешно совмещают преподавание и научную деятельность, наши выпускники ценятся на рынке труда, наши исследования помогают развиваться многим отраслям.

Моя работа не ограничивается руководством университета, хотя именно тут я часто нахожу единомышленников для создания новых проектов. Я участвовал в разработке реформы образования, реформы государственной службы, административной реформы, активно продвигал и до сих пор продвигаю идею «открытого правительства», вовлечения широкого круга заинтересованных людей в деятельность исполнительной власти, в том числе с помощью информационных технологий. Совместно с ректором РАНХиГС Владимиром Мау мы возглавляли работу над Стратегией-2020 (Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года).

В Вышке мы много лет ведем работу по подготовке предложения для развития города. У нас действует ведущий в своей сфере Институт экономики транспорта и транспортной политики и Высшая школа урбанистики, многие другие наши подразделения активно вовлечены в работу именно в интересах Москвы: от Института образования и Центра политики в сфере здравоохранения до факультетов истории и филологии и отделения культурологии. ВШЭ принимала активное участие в формировании Стратегии социально-экономического развития Москвы до 2025 года по заказу Правительства Москвы.

Многие наши предложения воплощаются городскими властями уже сегодня, но некоторые критически важные, на наш взгляд, для развития Москвы идеи остались на бумаге. Именно это стало основной причиной моего решения выдвинуть свою кандидатуру на пост депутата МГД. Я надеюсь повлиять на процесс изнутри, убедить коллег в необходимости определенных изменений и приступить к их свершению.

В России молодая и несовершенная демократия. Интерес избирателей к муниципальным и региональным выборам низок по сравнению с федеральными. Многие объясняют это недостаточностью ресурсов и политических возможностей у местной власти. Люди сомневаются, что участие в формировании такой власти может существенно изменить ситуацию. Но в Москве достаточно и ресурсов, и политического влияния. Москва – средоточие образованных и активных людей. Москва уже завтра может дать стране пример работающей «городской демократии».

В городе начали формироваться современные политические механизмы («праймериз»), но вовлечение избирателей и политических сил в формирование повестки дня выборов пока слабое. Многие партии рассматривают городские выборы в основном как тренировку перед общефедеральными. Имиджевое соревнование партий и кандидатов подменяет выбор между программами развития города и способами решения городских проблем. С другой стороны, программы многих кандидатов в основном состоят из «малых дел», не включают проблемы общегородской повестки.

На грядущих выборах предполагается снижение явки избирателей как свидетельство продолжающегося роста недоверия к выборам. Недоверие же к выборам автоматически влечет за собой все увеличивающуюся расщелину между властью и обществом. В итоге все это отражается на отношении людей к принимаемым властью решениям, в том числе к законам. Такое положение никому не нужно. Городская власть сегодня нуждается в МГД как сильном партнере, который взял бы на себя обобщение и представление реальных интересов жителей города.

Интересы различных групп населения в Москве все более разнонаправленны. В ходе городского «политического процесса» мы должны научиться публично согласовывать интересы непохожих друг на друга групп горожан.

Мы предлагаем сформировать и обсудить программу преобразований, которая необходима сегодня городу. Она должна фиксировать и болевые точки, и не реализованные пока шансы развития. Это открытая программа: она обсуждается на встречах с горожанами, в рамках лектория «Ученый совет Москвы», на различных экспертных площадках, с руководителями учреждений здравоохранения, образования, социальной сферы. Мы часто повторяем: «Город должен повернуться лицом к своим жителям». Но для этого мы сами, жители, должны заинтересоваться городом. Пока избиратели не увидят, что выборы затрагивают их личные интересы, выборы останутся развлечением политтехнологов.

Это не партийная программа. Это программа действий, вокруг которых могут объединиться люди (и партии). Рассчитываем, что она будет способствовать вовлечению в городскую политику «молчаливого большинства», которое сегодня не голосует. В первую очередь молодежи и высокообразованных людей.

Москва – уникальный для России город с точки зрения концентрации человеческого капитала. Более тысячи вузов и НИИ, около 300 тысяч человек, занятых наукой и конструкторскими разработками, миллионы человек, задействованных в интеллектуальном труде, – это огромное богатство Москвы. Не может быть, чтобы столько умных людей, находящихся в одном городе, не могли организовать жизнь удобным для себя и окружающих образом.

Жители Москвы – самостоятельные, творческие и свободные люди, умеющие добиваться своих целей. Экономический профиль Москвы заметно отличается от среднероссийского. Москвичи богаче, они более независимы, заняты творческим делом.

Иностранцы замечают, что Москва – один из самых энергичных и динамичных городов мира. Но москвичи еще не научились коллективно обустраивать свою жизнь. От города людям нужны не только интересная работа, удобный дом и хорошие магазины. Людям нужна  разнообразная и интересная среда жизни. В последние годы в этом направлении многое делается. Центр Москвы становится живым, в нем возникает городская инфраструктура нового качества. Но за пределами центра города ситуация остается во многом прежней.

Насколько Москве удастся соответствовать новым вызовам, во многом зависит от того, сможет ли город найти новые формы самоорганизации, задействовать  энергию разнообразных городских сообществ. Это тактика изменений снизу: власть не может знать, что нужно жителям города в той или иной его точке, а сообщества людей могут.

Москвичи сталкиваются со множеством проблем. Жизнь в городе слишком дорога и неудобна: по соотношению «цена – качество» Москва проигрывает многим городам мира. Один из способов улучшить ситуацию – разработать систему  московских стандартов качества жизни. Они должны описывать качество и доступность медицины, образования, транспорта, культурной, спортивной инфраструктуры и публичных пространств, уровень благоустройства дворов и городских парков, доступность городской среды для инвалидов и т.д. Это одна из основных идей предлагаемой ниже Программы.

Для радикального повышения качества  благоустройства публичных пространств и придомовых территорий  нужны не только деньги, не только архитектурные, дизайнерские и инженерные решения. Нужна еще и политическая воля – например, для того, чтобы очистить тротуары от автомобилей, вернув их пешеходам.

Чрезвычайно важно  изменить московскую практику градостроительства. Москва не может выдержать нынешнее количество автомобилей, и решить проблему пробок можно только за счет серьезного развития общественного транспорта и дестимулирования автомобилистов к поездкам в город. Нужно вспомнить о третьем участнике движения наряду с частными авто и общественным транспортом – о пешеходе. Людям должно быть приятно ходить по своему городу.

Московское образование – лучшее в России. Но наряду с замечательными школами и ведущими университетами в городе из года в год сохраняется значительное количество откровенно слабых учебных заведений, обучение в которых не повышает, а снижает шансы на жизненный успех. Необходимо разработать и принять московский стандарт образования – и школьного, и высшего профессионального. В городе достаточно ресурсов, чтобы сделать качественное образование правилом для всех.

В  медицине  москвичи достойны стандартов более высоких, чем федеральные. Обеспечить переход к ним – прямая задача настоящей программы. Для этого нужно, в частности, создать систему мониторинга и помощи больным с хроническими заболеваниями и систему оказания амбулаторной помощи больным, прошедшим лечение в стационаре. Необходимо отказаться от механического сокращения коечного фонда и усилить ответственность медиков, отказавших пациентам в лечении в стационаре. Все эти направления работы важны и для москвичей пожилого возраста. Но пожилой возраст – это  время активного долголетия. В Москве все больше пенсионеров, заинтересованных в продолжении культурной и социальной активности. Пока город помогает им явно недостаточно.

Москве нужна программа перепрофилирования или вывода за пределы города устаревших, трудоемких, вредных и неинновационных производств. Добиваться этого нужно при помощи «отрицательной» промышленной политики: ужесточения экологических норм, повышения арендных ставок, отказа от мер господдержки таких производств. Нужны и позитивные меры: пока Москва заметно проигрывает в качестве делового климата не только зарубежным, но и многим российским городам. Нужно ограничивать монополизм, способствовать повышению уровня конкуренции во всех сферах экономики и в бюджетно-социальных отраслях.

Москва более других городов готова и к демократии, и к прогрессивным формам городской политики, и к тому, чтобы допустить большее участие городских сообществ в продумывании стратегических и тактических вопросов развития города. Реализовать изложенные в программе идеи непросто, но возможно. Для этого нужно повышение качества городской политики, соорганизация городских сообществ и умение объяснить власти, чего мы от нее хотим и зачем.